...

Календар свят

Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання

Моє опитування

Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 161

Пошук

Вхід на сайт

Мережевий етикет



Поради батькам

Советы родителям

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0




П`ятниця, 03.05.2024, 18:21
Вітаю Вас Гість | RSS
Сайт учителя інформатики
"Все має бути зроблено настільки просто, наскільки це можливо, але не простіше"
Альберт Ейнштейн
Головна | Реєстрація | Вхід
Досвід роботи


 

Тема опыта:

"Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках математики и информатики"

Цель опыта: создание условий для достижения современного качества образования, воспитание информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Задания:

  • содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества;
  • создание условий для формирования элементов информационной культуры учащихся;
  • создание условий для овладения навыками самообразования и саморазвития;
  •  интеграция преподавания информатики и ИКТ с другими предметными областями

Научная основа опыта:

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Сама жизнь заставляет нас активно использовать информационные технологии в учебно-воспитательном процессе. При этом одно из приоритетных направлений этого процесса – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей ускоряет процесс обучения и его эффективность.

 

Актуальность проблемы

Основная задача педагога, в процессе информатизации образования, сводится к поддержанию и направлению процесса развития личности учащихся, их творческого поиска, организации совместной работы. Информатизация образования – это широкое внедрение в педагогическую практику психолого-педагогических разработок, позволяющих интенсифицировать учебный процесс по любому предмету. Это возможность доступа учащихся к практически неограниченному объёму информации, её аналитической обработке, усиление интеллектуальных возможностей, создание условий для развития его познавательной деятельности.

Привлекательность компьютера ещё не обеспечивает устойчивого интереса к нему и к деятельности, связанной с его использованием. Необходимо постоянно искать возможности поддержания интереса в самом содержании учебного материала и в совершенствовании методики преподавания.

 

 

Аннотация опыта:

  основные противоречия, решаемые в этом опыте: достижение оптимального уровня мотивации обучения школьников через систему приёмов, методов и форм использования и интерактивных приемов

 основные компоненты системы работы: использование на уроках информатики  программного обеспечения, интерактивных тестов, ресурсов Интернет

•   методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование выбора: групповая форма работы, метод проектов, тестирование, уроки-соревнования, фронтальные лабораторные работы и практикумы позволяют активизировать деятельность учащихся на уроке

•   приёмы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля: качественная оценка и самооценка результатов деятельности школьников, предполагаемая при использовании ИКТ, метода проектов, позволяет повысить мотивацию обучения

•   условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:  индивидуальная и групповая работа учащихся над проектами, с интерактивными тестами, деятельная основа ИКТ позволяет организовать индивидуально-дозированное обучение

•   необходимые ограничения и запреты (чего ни в коем случае нельзя делать): нельзя отвергать традиционные формы и методы обучения, необходимо сочетать их с новыми информационными технологиями

  результативность: высокий уровень обученности школьников по информатике,  результаты и материалы недели информатики в школе (грамоты, призы), занятые призовые места в районных олимпиадах

  преимущества этого опыта: учитывая то, что ИКТ позволяют осуществлять деятельностный подход к обучению, дают возможность многоразового выполнения заданий, помогают учащимся самостоятельно проводить анализ уровня своих знаний, можно утверждать, что в результате применения опыта повышается мотивация обучения, уровень компетентностей школьников

 

 

Оглавление

Вступление. 6

Основная часть. 7

Результативность опыта. 15

Выводы и рекомендации. 17

Приложение. 19

Библиография. 21

 

 

 

 

 

 

Вступление

 

«Не мыслям надобно учить, а мыслить»

И. Кант

На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободно от стереотипов. В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений:

  • самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
  • работать в группе и принимать решения;
  • использовать новые информационно - коммуникационные технологии.

Преподавая информатику и математику, используя компьютерные технологии, я решаю проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Известно, что человек охотнее делает то, что хорошо получается. Из множества новых педагогических технологий я предпочитаю те, где ведущее место занимают мобилизующие принципы, где ребёнок является «субъектом»  учебной деятельности. Школа не может обеспечить учащегося знаниями на всю жизнь. Способность  находить новые приёмы приобретения знаний и выработки умения действовать правильно, осмысленно является показателем развития ребёнка в будущем. Лев Толстой писал: «Знание тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памяти». Воплотить эту идею в жизнь позволяет деятельностный  подход в условиях классно-урочной системы и внеклассной работы.

Основная часть

Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект - субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующие  активность, инициативу, самостоятельность.

Наряду с этим следует отметить, что интенсификация информационной деятельности в современном обществе настолько велика, что даже специалист, владеющий информационными технологиями на достаточно высоком уровне, не в состоянии справиться  с существующими потоками информации. Из этого вытекает необходимость поиска путей воспитания разносторонней, творческой личности, способной реализовать свой творческий потенциал, как в  собственных интересах, так и в интересах общества. В связи с этим, в работе с учащимися применяю следующие формы обучения:

  • учебно-плановую (включающую фронтальную, групповую, парную и индивидуальную формы - урок);
  • внеплановую (консультации).

Организованный урок с фронтальной формой охватывает работу всего класса по теме. Это урок изучения нового материала с демонстрационными фрагментами, аудио- и видеовставками, обсуждение объектов в виртуальной лаборатории.  Для урока я использую необходимый материал  на внешних носителях информации,  в Интернете. Наличие в классе проектора и интерактивной доски могло бы существенно помочь фронтальной демонстрации объектов изучения или процессов. Презентации обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. Самостоятельная работа с презентацией в индивидуальном режиме, наиболее удачна при повторении материала, когда необходимо актуализировать имеющиеся по теме знания. При повторении и закреплении я прошу детей самих прокомментировать тот или иной слайд, раскрыть суть иллюстрируемого понятия, объяснить взаимосвязи и содержание представленных на слайдах объектов. Презентацию также использую при устном опросе учеников в начале или в конце урока.

Групповая  форма обучения  используется мною для внедрения метода проектов через создание условий для выполнения учащимися индивидуально-проектной деятельности, что позволяет сформировать устойчивый интерес ребят к предмету, формирует у учащихся взгляд на компьютер, как на инструмент, которым должен владеть каждый выпускник школы. Это позволяет находить решение проблемы, поставленной в начале урока. Для каждой группы возможно использование оборудования различной комплектации: группа сбора информации должна иметь цифровые устройства для сохранения результатов наблюдения за объектом, процессом, их ввода в компьютер для дальнейшей обработки. Группы обработки информации должны иметь специальное программное обеспечение. Группа обобщения результатов должна использовать презентационное оборудование.

Опыт последних нескольких лет свидетельствует, что метод проектов, как никакая другая методика повышает качество обученности  по информатике,  формирует  межпредметные  связи и повышает эффективность изучения той школьной дисциплины, проект для которой реализовывался. Используя на уроке принцип интеграции, осуществляется связь с математикой, биологией, физикой, географией, литературой, художественной культурой, изобразительным искусством, музыкой.

Для активизации познавательного интереса учащихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий помогают межпредметные связи.

Считаю, что межпредметная интеграция также позволяет учащимся успешнее подготовиться к итоговой аттестации и ЗНО, минимизировать временные затраты на подготовку к ним. В процессе реализации проекта ребята ненавязчиво закрепляют все знания и умения по предмету, применяют практические навыки, которые в режиме только уроков сформировать нельзя.

Использую такие средства:  решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, решение оптимизационных задач по физике, химии и математике в MS Excel; создание логотипа в графическом редакторе или создание плаката или стенда для кабинета; составление программы, решающей физическую, химическую, математическую или иную задачу);  внедрение знаний из других областей в задачи, решаемые информатикой (часто в проектной деятельности требуются знания из других дисциплин, иногда можно типовые задачи разбавлять терминами разных областей знаний);  комбинирование уроков (здесь могут присутствовать каждый или оба из предыдущих пунктов).

Хочется лишь отметить, что связь между предметами всегда можно найти, даже если она не явно видна. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем.

Темы, изучаемые в курсе преподавания информатики, где основным методом получения знаний можно использовать  метод проектов:

·            Понятие информации и ее свойства;

·            Основы вычислительной техники;

·            Виды программного обеспечения;

·            Сайтостроение;

·            Создание информационных моделей с использованием систем управления базами данных и другие. 

Основные навыки, которые формируются у ребят в ходе проектной деятельности, я бы обозначила следующим образом:

во-первых, это коммуникативность, –  ребятам при работе над любым даже над небольшим проектом приходится много общаться  друг с другом, учителем, другими людьми, с электронными носителями информации, развивая у себя очень востребованные на сегодня умения использовать компьютер как основной источник информации;

во-вторых, это умение взять ответственность на себя. В каждой микрогруппе сразу достаточно четко проявляется лидер. Он не только инициирует сам процесс поиска информации по теме проекта, но и, часто, в силу своих личных качеств, берет на себя самую большую часть работы над проектом. 

в-третьих, коллективное распределение дел. Причем это происходит на совершенно разных этапах работы над проектом – от распределения в группе областей поиска информации, до последнего этапа – кто какую роль будет играть на презентации проекта;

в-четвертых, это аргументирование и умение делать выводы.

 Эффективность обучения с помощью средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приемов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны.

В то же время при обучении информатике видно быстрое расслоение детей по степени заинтересованности и уровню подготовленности. При проведении практических занятий нужен индивидуальный подход к каждому школьнику, необходима тщательно разработанная система индивидуальных заданий.

Фронтальные лабораторные работы и практикумы обеспечивают закрепление и развитие умений и навыков школьников в области использования средств ИКТ. В условиях лабораторной работы все ученики под моим руководством одновременно работают на своих рабочих местах с определенным программным средством, имеющим одно из следующих дидактических назначений:

  • освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы);
  • закрепление нового материала, объясненного учителем (например, с помощью программы-тренажера);
  • отработка операционных навыков (например, при работе в среде текстового или графического редактора);
  • проверка усвоения полученных знаний (например, с помощью контролирующей программы).

В условиях компьютерного урока управлять деятельностью учащихся достаточно сложно: ситуация за каждым компьютером практически уникальна. Выход для меня состоит в том, чтобы привлечь к обучению сильных учащихся, использовать имеющиеся программные средства и информационные ресурсы.

Индивидуальная практическая работа — более сложная форма работы по сравнению с фронтальной работой. Ее характерные черты:

  • разнотипность заданий по уровню сложности;
  • большая самостоятельность;
  • большая опора на учебник и справочный материал;
  • более сложные вопросы к учителю.

В своей педагогической деятельности я стремлюсь использовать и другие современные образовательные технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве (работа в парах), где основное взаимодействие происходит между двумя  учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение и взаимоконтроль. Данный выбор мотивирую тем, что для учащегося помощь товарища оказывается полезнее, чем помощь учителя.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики представляю учебный материал в мультимедийном и интерактивном виде. Такой материал может быть представлен в виде:

• презентаций (с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо);

• компьютерных игр (естественно, тех игр, которые содержат развивающий или познавательный материал);

• интерактивных программ, тестов (чем больше участия принимает ученик в процессе обучения, тем больше значимости обретают полученные знания, умения и навыки);

• графических демонстрационных материалов (это могут быть как обычные плакаты, стенды, раздаточные материалы, а лучше, если это будут изображения, которые школьник сам найдёт и просмотрит на ПК);

• видео или мультипликация фильмов и роликов (и нет ничего зазорного в том, чтобы ученик, смотрел на уроке мультфильм, если он несёт в себе хоть какой-то образовательный смысл).

Педагогический опыт преподавания информатики в школе, общения с учащимися и родителями свидетельствует о вреде, который может быть явно или неявно нанесен здоровью и психике школьников, изучающих информатику.

Можно выделить проблемы здоровьесбережения:

  • увеличение физической и эмоциональной нагрузки на школьников,
  • расширение содержания и теоретизация обучения,
  • усложнение изучаемых средств и технологий,
  • профилизация школьного курса информатики.

Психическому здоровью школьников может быть нанесен вред, связанный с большими объемами и видовым составом информации, доступ к которой осуществляется посредством телекоммуникационных сетей, возможной некорректностью, противоречивостью и недостоверностью подобной информации. Таким образом, система здоровьесбережения при обучении информатике должна стать неотъемлемым компонентом единой здоровьесберегающей среды школы.

С целью реализации здоровьесберегающих технологий сочетаю фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы с ученическим коллективом, что разнообразит ход урока, позволяет дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на ученика, полнее и посильно использовать урочное время. Для сохранения высокой работоспособности, исключения снижения переутомления школьников провожу динамические паузы, чередую виды деятельности, слежу за осанкой учеников, за выполнением ими санитарно-гигиенических норм, что в конечном итоге благотворно влияет как на организм, так и обучаемость в целом.

С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания.  В зависимости от ситуации и степени напряженности работы, провожу на выбор:  гимнастику для глаз,  просто физкультразминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон». Учитывая гигиенические требования к организации работы школьников со средствами ИКТ, стараюсь успевать следить за тем, чтобы время непрерывной работы не превышало рекомендуемых норм.

Современные образовательные технологии в сочетании с ИКТ позволяют мне развивать интерес к изучению информатики и достигать хороших результатов в обучении, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, ставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке. Использование современных образовательных технологий дает возможность формировать у учащихся ключевые компетенции, такие как познавательная, коммуникативная, информационная и другие.

Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером, учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока.  Только такая организация уроков предполагает, по-моему, мнению, высокую степень свободы и творчества учителя. Только так можно сделать предмет интересным для учащихся. Только так можно достичь требуемых результатов обучения и воспитания.

При изучении большинства тем теоретической информатики я часто использую мультимедийные ИТ. Мною разработано около 70 презентаций к урокам информатики.

Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций. Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. 

При создании презентаций я обязательно соблюдаю все важные требования к их дизайну: подбор цветовой гаммы и шрифтов в сочетании с их начертанием и размерами, обеспечивающий "читабельность" текста; тщательность исполнения картинок, заполняющих экранное пространство; продуманная анимация.

Для популяризации своего предмета провожу Недели информатики, дни безопасного интернета, привлекаю ребят к участию в интерактивных конкурсах.

На уроках использую следующие программы и Интернет-ресурсы:

  • для освоения нового материала (обучающие программы: GCompris, Scratch, Tux Paint);
  • для закрепления нового материала, объясненного учителем (программы-тренажеры: Multiplicate, Wmouse, Rapid Typing, сайт Он-Ляндия);
  • для отработки операционных навыков (работа в программах MS Office, среде программирования);
  • проверка усвоения полученных знаний (с помощью контролирующей программы или Интернет-сервисов: My Test, LearningApps.org и др.)

 

 

Результативность опыта

Разнообразие форм и методов обучения, работа по созданию условий для реализации творческого потенциала учащихся помогают мне достигать высоких стабильных результатов: при 100% успеваемости на протяжении трех последних учебных лет виден четкий рост качества знаний.  Мой опыт работы по использованию современных образовательных технологий был неоднократно представлен  на методических объединениях учителей информатики и математики района, открытых уроках. (см. прил.1)

Стараюсь уделять внимание развитию одаренных детей. На протяжении последних лет мои ученики неоднократно становились победителями и призерами районных олимпиад по информатике. (см. прил.2)

У моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:

  • они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;
  • понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;
  • умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал.

Я горжусь тем, что мои выпускники выбирают специальности, связанные с информатикой: Коротков Е.П. (Окончил Бердянский педагогический университет, работал по специальности учитель физики, информатики), КаираФ.В. (окончил БПУ, работает по специальности учитель информатики), Каира В.В. и Близнюк Д.В. (студенты 5 курса БПУ, специальность «Компьютерные технологии»), Темирханов С. (студент 3 курса БПУ, специальность «Математика»), Кузьменко Н.В. (студент 2 курса БПУ, специальность «Компьютерные технологии»)

В своей профессиональной деятельности я не останавливаюсь на достигнутом, постоянно повышаю свой уровень. О новых методиках я узнаю из педагогической литературы, на семинарах и курсах повышениях квалификации, Интернет-источников. Участвую в работе районного методобъединения учителей математики и информатики, вхожу в творческую группу методобъединения учителей информатики. Неоднократно выступала на семинарах и технопарках с опытом своей работы. (см. прил.3)

 

Выводы и рекомендации

Ответственность учителя информатики в школе очень высока. Во-первых, это человек, который должен владеть компьютерными технологиями на более высоком уровне, чем другие учителя и работники школы. Во-вторых, обеспечивать бесперебойную работу парка компьютерной и оргтехники. И, конечно же, грамотно применять современные педагогические технологии с целью успешной подготовки учащихся.

По новым государственным стандартам внесены изменения в программу по информатике в начальных классах, но учебники остались старые. Та же проблема и в 5 классе. А для профильного изучения информатики в 10 – 11 классах вообще нет учебника, который бы полностью соответствовал программе.

Как правило, в школе учителю информатики приходится совмещать нагрузку с другим предметом, так как получать достойную зарплату при таком количестве часов невозможно. Стоит сказать и о том, что в школе нет ставки системного администратора или инженера по обслуживанию оргтехники. И эта нагрузка тоже часто ложится на учителя информатики.

Компьютеры, информационные технологии, создание нового программного обеспечения являются одной из наиболее быстро развивающихся отраслей, появляется огромное количество программ, создающих новые возможности для пользователей, совершенствующих профессиональную деятельность в различных системах. Поэтому особо остро стоит вопрос переподготовки учителя информатики. Есть дистанционные курсы, но стоимость обучения на них довольно высока, и это является препятствием к обучению на этих курсах.

Существует и проблема технического оснащения кабинетов информатики. Мало того, что в кабинетах не хватает компьютеров (за одним компьютером работает по 3-4 ученика), оргтехники, не выделяются средства на приобретение лицензионных программ, что также является сдерживающим фактором для повышения качества обучения информационным технологиям.

В школе должен работать учитель, это мое твердое убеждение, который верит в собственное предназначение и понимает, что эта профессия нужна детям. Если я хочу, чтобы ребята тянулись ко мне, чтобы я была интересна им, я должна чувствовать собственную значимость для государства. Я ожидаю, что государство повернется лицом к учителю и школе. И очень хочется меньше громких слов и больше конкретных дел.

 

 

Приложение

Приложение 1

Уровень обученности моих учеников составляет

 

Классы

Кол-во учеников

Уровень знанний учащихся

Высокий

Достаточный

Средний

Начальный

5

17

9

6

2

0

6

18

10

7

1

0

9

10

3

7

0

0

10

4

3

0

1

0

11

6

4

2

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

Приложение 2

2010 - 2011 уч.г.

Информатика

 Каранух Э.

Близнюк Д.

9 класс–10 класс

2 место

4 место

2011 - 2012 уч.г.

Программирование

Каранух Э

 Близнюк Д.

10 класс

11 класс

3 место  1 место  

ИКТ

Каранух Э. Близнюк Д.

10 класс

11 класс

1 место  3 место

2012 – 2013 уч.г.

ИКТ

Каранух Э Каранух А. Ерохин В.

11 класс

9 класс

10 класс

2 место

2 место

3 место

2015 – 2016 уч.г.

ИКТ

Сумятина О.

10 класс

2 место

 

 

Приложение 3

Год

Тема выступления

Мероприятие

2010г.

Внедрение ИКТ на уроках математики и информатики

Технопарк  для уч. Технич. дисциплин

2011

Формирование умения работать в современном образовательном пространстве как главный фактор развития информационной и социокультурной компетентности учащихся

Семинар учителей информатики

2012г.

Формирование ключевых компетентностей учащихся через использование компетентностных задач

Семинар учителей информатики

2013г.

Преподавание информатики в условиях нового Держстандарта

Семинар учителей информатики

2014г.

Новое в преподавании информатики в 2014 – 2015 уч.году в условиях нового Держстандарта

Методобъединение учит. информатики

2014г.

Формы проведения контроля знаний учащихся

Семинар учителей математики

2016г.

Изменения в программе по информатике

2 – 4, 5 классы

Методобъединение учит. информатики

 

Библиография

  1. Пометун О.І. та ін. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання: Наук.-метод. Посіб./О.І.Пометун, Л.В.Пироженко. за ред.. О.І.Пометун. – К.:Видавництво А.С.К., 2004.
  1. Проектна діяльність у школі / Упоряд. М.Голубенко. – К: Шк.. світ, 2007.
  1. Морзе Н.В.. Методика навчання інформатики. – К:Видавнича група: Навчальна книга.., 2004
  1. Интернет-ресурсы
    1. http://teach-inf.at.ua
    2. http://urok-informatiku.ru/
    3. http://datorika.info/index.html
    4. http://festival.1september.ru/subjects/11/?subject=11
    5. http://informatic.org.ua/

На сайті представлені як власні розробки, так і файли і інформація, знайдені в мережі Інтернет (як вільно поширювані) чи знайдені в навчально-методичній літературі. Автор сайту не претендує на авторство усіх представлених матеріалів. Якщо ви є правовласником якого-небудь інформаційного продукту або інформації, і умови, на яких вони представлені на даному ресурсі, не відповідають дійсності, прохання негайно повідомити з метою усунення порушення авторського права.
КЗ "Темрюцька ЗОШ І - ІІІ ступенів" 2024